Главная » 2009 Январь 6 » Фильм "Обитаемый остров": "ну ужас, но не "9-я рота" обзор от "Газета.Ru"
12:11 Фильм "Обитаемый остров": "ну ужас, но не "9-я рота" обзор от "Газета.Ru" | |
Первые отзывы об "Обитаемом острове", проекте невиданных для
отечественного кинематографа размаха и бюджета, были неожиданно
положительными. Говорили, что наконец-то появилась правильная
экранизация Стругацких: и персонажи подобраны точно, и дух романа
сохранен, и зрелищность соответствующая. Впрочем, с каждым новым
показом коллективная радость катастрофически уменьшалась, а количество
недовольных, наоборот, росло. Свое слово в дискуссию вскоре добавят
результаты проката, мы же пока попытаемся разобраться, что с "Обитаемым
островом" не так. Картину Федора Бондарчука можно рассматривать с двух сторон: и как экранизацию одноименной книги Стругацких, и как фантастический блокбастер. Начнем с первого: Борис Стругацкий, опрошенный по случаю РИА "Новости", оказался фильмом доволен. "Картина снята очень близко к тексту, герои, как правило, очень хороши", - сказал фантаст, похвалив Степанова в роли Каммерера и пожурив Гошу Куценко за Вепря. Для автора книги бережное отношение к тексту особенно важно: Станислав Лем когда-то разругался с Тарковским из-за того, что режиссер (как и в случае со "Сталкером") чересчур вольно интерпретировал первоисточник. Более благосклонно Лем отнесся к фильму Содерберга с Джорджем Клуни, и, возможно, лишь потому, что голливудская версия была в большей степени верна литературной основе. Но следовать тексту - опасный путь, когда речь идет о произведении столь культовом, как "Обитаемый остров". И речь не о литературных достоинствах, а о том, что читатели за много лет сформировали собственные представления о мире Стругацких и удовлетворить ожидания тех, кто вырос на этих книгах, представляется задачей нелегкой. Это примерно как с "Мастером и Маргаритой": как долго и тщательно ни длился бы кастинг, всегда найдутся тысячи людей, которые, посмотрев фильм, скажут: "Да разве это Воланд?", "Что вы сделали с Бегемотом?", а каждое отступление будет принято в штыки. Так и здесь. Разве Анна Михалкова похожа на Орди Тадер, а Сергей Гармаш - на Зефа? И что, простите, вы сделали с голованами? Большинство, конечно, сочтут мелочной придиркой обиженных собачников напоминание о том, что представители расы голованов должны выглядеть как большеголовые собаки, а волосатые существа из фильма, напоминающие заросшего Чужого, здесь совсем ни при чем. Какая, спросите вы, разница? Может, и никакой, только уж если и в самом деле придерживаться произведения Стругацких, то нельзя забывать о том, что "Обитаемый остров" - часть трилогии, а миру Полудня, из которого прибыл на Саракш Максим Каммерер, в совокупности посвящено около десятка книг. Так вот, в продолжении "Обитаемого острова" - "Жуке в муравейнике" - голован Щекн иногда специально прикидывается собакой. А еще он сочиняет музыку: "Ну не симфоническую, конечно, а песенки, простенькие песенные мелодии, очень милые, вполне приемлемые для слуха землян". Хватит ли у вас фантазии, чтобы приложить это описание к упырю из бондарчуковского фильма? Стругацкие скупы на описание фантастической действительности, отношений Каммерера с Радой и, в общем-то, многого из того, что в фильме неожиданно выходит на первый план. И вроде бы все строго по книге, но тут немного лирики, там аляповатых красок - и антиутопия легким жестом бондарчуковской руки превращается в то, чем она никогда не была, - фантастический остросюжетный блокбастер наподобие "Ночного дозора". Но разве кто-то ожидал от автора "9 роты" артхауса? Да и, в конце концов, ценность экранизации не исчерпывается ее отношениями с первоисточником. Забудем о Стругацких, представим, что перед нами самое обычное кино. Впрочем, тогда "Обитаемый остров" - фантастика средней руки. Фильм, не самым умелым образом эксплуатирующий "Матрицу", "Чужого" и "Бегущего по лезвию бритвы". Фильм с жутким дерганым монтажом. Фильм, от которого неуловимо веет сериальной продукцией канала СТС. Это длинный-длинный клип клипмейкера Бондарчука по мотивам некой фантастической книжки. Интересно, однако, что картина Бондарчука - такое же зеркало для нашей эпохи, как и книга Стругацких - для советской. Гламурный фашизм, жеманничающий прокурор, киберпанк, в кривом режиссерском видении превратившийся в модный показ (кажется, сейчас в толпе на Саракше мелькнет лицо Ксении Собчак), - именно в те моменты, когда глянцевая реальность врывается в "Обитаемый остров", фильм Бондарчука становится самостоятельным кинопроизведением. И, в конечном счете, дело в ожиданиях, причем в выигрыше оказывается пессимист. Надеявшиеся на откровение разочарованы, те, кто был настроен на худшее, обнаруживают: ну ужас. Но не "9 рота". "Газета.Ru" | |
|
Всего комментариев: 0 | |