Товарищ v.s. Чувак. Название в оригинале: Стиляги Режиссёр: В.Тодоровский Жанр: мюзикл. В ролях: Оксана Акиньшина, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Алексей Горбунов, Леонид Ярмольник. Продолжительность: 115 мин.
Цветные шнурки. Яркие сорочки. Галстуки в зелёный горошек. Пиджак в
клетку. Челка под Элвиса и море джаза, и 1955 год, и Москва, и каблуки
начищенных до блеска туфель выстукивают мелодию молодости, шагая по
псевдо - Бродвею. И секс. И рок-н-ролл. И НКВД вместо drugs. И вера, и
надежда, и любовь. Из этих мелочей слагается яркая история жизни
«выделяющейся» молодёжи СССР середины 50-ых. История, которая, как
длинная баллада Ника Кейва, рассказывает о превращении из серого в
яркое, из будто счастливого в отчаянно-весёлое. История о
молодости. Когда безделье романтично. Когда первый раз затягиваешься
сигаретой и выпиваешь на «хате». Когда выбираешь цвет сердца. Когда
ищешь предел возможностей. Когда слушаешь рок-н-ролл. Когда понимаешь,
что невозможно, но пробуешь. Когда выбираешь свой путь. Когда разбивают
мечту, но оставляют веру. История о любви. Трудность первого
шага, его нелепость и влекущая простота в результате. Кажущаяся
неприступность, бросающая вызов возможностям. Неопытность и «Кама
Сутра», которая от неё спасает. И первый страх, и первые советы, и
первый раз, и пусть теперь соседка по коммуналке подсматривает в
дверной глазок за всем, чему научила «Кама Сутра». История о
превращении: шаг - и серая форма дружинника сменяется ярким костюмом
стиляги; шаг - и ты уже закручен в дьявольском вихре буги-вуги; шаг - и
пальцы, которые вчера жали на кнопку заводского станка, сегодня жмут на
клавиши саксофона; шаг - и вот ты уже кладёшь свой билет ВЛКСМ на стол
секретаря; шаг – и ты уже не «скован одной цепью и не связан одной
целью»; шаг - и от твоего имени МЭЛС (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин),
так же обречённо, как из мавзолея убирается Иосиф Виссарионович; шаг -
и ты в сказке, которую создал сам. История о времени. Ты молод, а
в коммуналке кухня опять занята, а на улице в лотках эскимо по 30
копеек, а в пивной вобла и гранёные бокалы с пенным «Жигулёвским», а по
автостраде «Победа» обгоняет дребезжащий трамвай, похожий на бочонок
бургундского, а винил только на «чёрном рынке», а кровать опять
скрипит, как любовница-скряга, а на баяне играть все ещё безопасней,
чем на саксофоне. История-сказка, сделанная крупными мазками,
превращающими всё в музей образов, которые, наполняясь изнутри музыкой,
пробивают сквозь миниатюрные плечи мускулистые крылья и взлетают
высоко-высоко над Москвой-рекой. История-фарс, где старик
Янковский пляшет, «свой в доску» Гармаш в семейниках , как волшебного
змея, растягивает баян, а ребенок, само собой, рождается не с тем
цветом кожи. История с концом-манифестом, извиняющимся перед Б.Г.
,и кричащим, что рок-н-ролл не мертв, он не может умереть в принципе,
ведь это уже давно не всего лишь музыка, а тот Мефистофель, который в
сердце каждого послушавшего лукаво следит, чтобы никто не вышел
отсюда…обычным. История, сделанная до слёз примитивно, так, как,
если в миллион раз упростить «Стену» Pink Floyd, попутно выбросив
оттуда всю оригинальную музыку, но история, не претендующая ни на какую
культовость, а претендующая на то, чтобы быть всего лишь
рассказанной…или, скорее, спетой. Павел Павленко
|