Главная » 2010 » Ноябрь » 18 » Финансовое планирование и бюджетирование - как основа управления бизнесом банка.
22:10
Финансовое планирование и бюджетирование - как основа управления бизнесом банка.

                Бюджетирование в последнее время стало актуальной задачей в организации работы любого коммерческого банка. Руководство многих банков прилагает усилия по совершенствованию системы бюджетного управления.  Перед руководством банка стоит вопрос «Почему оптимизация затрата не приводит к увеличению прибыли?» И это не единственный вопрос, на который руководство банка хотело бы иметь ответы. Среди всего многообразия насущных вопросов, связанных с управлением бизнеса хотелось бы получить ответы на  следующие вопросы:

·         - Сколько стоит поддержка наших клиентов?

·         - Какой из клиентов приносит нам наибольшую прибыль?

·         - В какие продукты, услуги  мы должны инвестировать, а какие закрыть?

·         - Какой  продукт, услуга, канала  наиболее или наименее доходный или есть вообще убыточные?

·         - Как правильно оптимизировать расходы? 

·         - Эффективно ли банк использует свои ресурсы?

·         - Как обосновать стоимость предоставляемых банком услуг, в том числе процентных ставок по кредитам? 

·         - Сколько стоят наши ресурсы?


Для получения ответов на все насущные вопросы необходимо внедрять системы бюджетного управления бизнесом банка, при этом  нужно четко ответить на вопрос, требующие решения руководства банка до внедрения системы бюджетного управления:  Какие цели преследует руководства банка?

                После того, как руководство определится с целями, выбирается метод хозрасчета и технология бюджетирования.   При этом руководство банка должно четко понимать, что оно готово идти на организационные усилия по внедрению системы бюджетирования и менеджеры высшего звена готовы регулировать взаимодействие руководителей разных бизнес-направлений.             Если руководство готово решить все эти задачи и адекватно оценивает результаты постановки новой методики управления банком, то оно может смело приступать к внедрению хозрасчета и системы бюджетирования. Но при этом следует акцентировать внимание, что готовности руководства мало. Руководство банка должно понимать, с какими проблемами оно столкнется  при внедрении хозрасчета.  Следует акцентировать внимание руководителей на следующих проблемах:

1.       Психологические проблемы, связанные с любыми нововведениями. Инновационный подход в банке - идея очень привлекательная, но труднореализуемая. Все новое, непривычное сотрудники банка обычно воспринимают без энтузиазма. Западными менеджерами этот эффект называется "сопротивление изменениям". В практике белорусских банков он проявляется особенно "ярко". 

2.       Организационные проблемы. В банке предстоит провести серьезную организационно-штатную и финансовую реструктуризацию. Найти среди специалистов банка будущих руководителей бизнес-направлений, которым будут делегированы полномочия и ответственность за развитие «собственного» направления, назначить кураторабюджетного процесса .

И вот только тогда весь этот сложный механизм будет запущен и колесо бюджетного управления закрутится. Но пока это процесс не запущен, остро стоит вопрос   с чего начать внедрение сложных систем бюджетного управления банком? А начать нужно с решения следующих задач:

  1. Разработать финансовую  структуры бизнеса банка.
  2. Разработать  бюджеты, их постатейный  состав и  установить связи между статьями.
  3. Разработать методику планирования.
  4. Разработать методики управленческого учета, в том числе  распределение общебанковских затрат.
  5. Разработать методики трансфертного управления ресурсами.
  6. Разработать методики расчета финансового результата.
  7. Разработать макеты управленческой отчетности  для раскрытия информации и выработки управленческих решений.

Круг задач, которые нужно решить не такой уж и простой. Можно сказать, что некоторые задачи так или иначе в каждом конкретном банке решены и вполне возможно, что решены качественно. Если ли же ответов на все эти вопросы в банке нет, то тут как раз и нужны специалисты, оказывающие консалтинговые услуги в области методологии и  информационных технологий. 

                Так в общих чертах с методологией и сложными технологиями планирования бюджета  мы определились. Все у нас есть, и мы понимаем ,что  без специальных автоматизированных систем все это сделать сложно и не факт, что мы достигнем качественного результата, используя подручные средства автоматизации.

                 Следующий шаг который следует сделать  руководству и и специалистам банка - это выбрать  средство автоматизации. Банку нужно такое средство, которое:

  • обеспечит   поддержку полного цикла планирования за счет использования механизмов распорядительного документооборота;
  • обеспечит процесс в необходимых срезах планирования  и анализа(бюджеты и статьи, центры финансовой ответственности, бизнес-направления, продукты, клиенты, валюты и т.д);
  • содержит механизмы консолидации информации и механизмы распределения расходов;
  • содержит средства сценарного анализа  what-if»);  
  • имеет инструменты построения произвольной и регламентной отчетности.

Решение,  с которым  хотелось  бы познакомить -   это система бюджетирования и финансового планирования,  разработанная на основе инструментов корпорации Oracle - Hyperion Planning Plus, занимающих лидирующие позиции в своем классе. Система обеспечивает:

  • формирование бюджетов по подразделениям банка;
  • формирование консолидированного бюджета банка;
  • согласования и утверждения бюджетов банка в соответствии с регламентом;
  • поддержку цикличного процесса согласования и утверждения, когда верстка плана идет в несколько итераций.

Сильными сторонами  использования инструментов  OracleHyperionPlanningPlus является:

  1. Самый мощный OLAP-сервер для вычислея.
  2. Работа через браузер без установки дополнительного ПО.
  3. Контроль доступа к данным.
  4. «Единая версия правды» - так как данные всегда под рукой и всегда достоверны.
  5. Популярность среди финансистов- владение таким инструментом повышает значимость специалиста.

Разработка систем бюджетного управления с использованием инструментов корпорации OracleHyperionPlanningPlus позволит банку:

  • увеличить  собственного капитала банка;
  • обеспечить эффективное управление активами и пассивами, оптимизацию финансовых потоков;
  • увеличить  объем активных операций и доходов по ним;
  • обеспечить качественное улучшение структуры активов и пассивов банка.
  • обеспечить "Прозрачность" всех доходных и расходных статей бюджетов ЦФУ, бизнес-направлений и банка в целом.
  • обеспечить  управление организационной структурой банка и кадрами.
  • добиться гибкости и мобильности организационно-штатной и финансовой структуры банка в зависимости от поставленных целей и задач банка.
  • обеспечит оценку банковских продуктов и развитие наиболее прибыльных бизнес-направлений. 

Результатом перехода к использованию в банке специализированной системы бюджетирования управления будут следующие изменения:

  • сокращение трудоемкости подготовки бюджетных данных при вводе, расчетах, корректировке и консолидации данных; ликвидация дублирования информации;
  • автоматический расчет бюджетных показателей по заданным алгоритмам; возможность автоматического распределения данных сверху вниз; автоматическая консолидация данных на нескольких уровнях;
  • организацию  единых и централизованно управляемых справочников, правил расчета показателей и движения потоков данных;
  • сокращение сроков согласования и утверждения бюджетов; обеспечение возможности итерационного согласования бюджетов;
  • обеспечение возможности совместной работы сотрудников, находящихся в разных территориальных структурных подразделениях; возможность быстрого доступа к любой информации из любого подразделения компании (с учетом прав доступа); ведение протоколов изменений бюджетных данных;
  • повышение прозрачности управленческой отчетности; повышение качества контроля исполнения бюджетов; возможность оперативного анализа отклонений, план-фактного анализа и поиска причин отклонений;
  • сокращение сроков получения фактических данных за счет интеграции с учетной системой;
  • возможность расширения, масштабируемости бюджетной модели;
  • обеспечение развития методологии бюджетного планирования.

Следствием внедрения новой системы является сокращение затрат за счет более рационального распределения ресурсов банка, более точного прогноза будущих потребностей банка в финансовых и материальных ресурсах.


Управление методологии и консалтинга информационных технологий ООО "СофтКлуб": +375(17)279(тридцать три)60

Категория: Экономика | Просмотров: 2181 | Добавил: SanSanish | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]